Как и любой двигатель, дизелю в зимний период приходится не сладко.
При низких температурах топливо становится более вязким, из-за чего хуже
распыляется через форсунки, а уже распыленное «оседает» в виде росы на
стенках камеры сгорания. При этом опять же из-за низких температур
испарение его со стенок сильно затруднено. Ледяной воздух, поступающий в
цилиндры, только ухудшает ситуацию, а ведь при этом его температура в
конце сжатия должна быть выше температуры самовоспламенения дизельного
топлива. Не забудьте, что при низких температурах густеет и масло,
возросшее сопротивление которого приходится преодолевать при пуске… В
общем, зима – время для дизеля не веселое.
Поэтому для стабильного запуска дизеля в зимних условиях в его
камерах сгорания предварительно следует создать «маленькую Африку».
Стартер и аккумулятор должны обеспечить мощность, достаточную, чтобы
заставить коленчатый вал «толкать» поршни с большой частотой, а солярка
не должна превращаться в «кисель» и кристаллизоваться при низких
температурах.
Что необходимо сделать для этого?
Для дизельных двигателей, в следствие значительных степеней сжатия и
более высоких, чем у бензиновых двигателей, пусковых оборотов,
необходимы аккумуляторы повышенной мощности (не емкости!), которая
характеризуется величиной пускового тока. Поэтому в зимних условиях не
рекомендуется эксплуатировать на дизельных автомобилях аккумуляторы с
пусковым током ниже 320 А. И не забудьте проверить уровень электролита.
Также пристально исследуйте выводные клеммы АКБ и стартера, а также
наконечники проводов. Их необходимо тщательно очистить от окисления, так
как при низких температурах емкость аккумулятора значительно
уменьшается, а к этому еще добавляются высокие переходные сопротивления в
электрических цепях. Целесообразно нанести на клеммы слой пластичной
смазки, чтобы защитить их от действия соли, обильно покрывающей наши
дороги в зимний период.
В системе питания следует слить отстой из фильтра и топливного бака.
Если летом дизель работал с «дымком», стоит проверить и при
необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива. Сбой этого
параметра может серьезно затруднить запуск холодного дизеля.
Возможно, будет разумным удалить сеточку с заборника в топливном
баке. В противном случае она может стать причиной пробки привести к
необходимости продувка в обратную сторону топливопровода компрессором .
Если автомобиль «пробежал» более 100 000 км, зимний запуск может быть
сильно осложнен недостаточной компрессией в цилиндрах дизеля. Причина -
изношенные поршневые кольца и гильзы цилиндров. Выход из ситуации –
своевременный ремонт поршневой группы.
В средних полосах России зимой температура редко опускается ниже 25
градусов, поэтому использование всесезонных моторных масел не создает
сложностей в работе дизеля. Можно использовать масла с пониженной
вязкостью SAE 10W-30. Масла SAE 5W-30 оптимальны для Сибири.
И напоследок небольшое предостережение для любителей аэрозольных
баллончиков с легковоспламеняющимися составами. Не забывайте, что
дизельные двигатели могут серьезно пострадать от передозировки. Даже 1
кубический сантиметр такого чудо-состава может переломать все поршни,
так как состав воспламеняется слишком рано и возникающие нагрузки для
дизеля будут слишком велики.